Каждый ребенок – индивидуальность, однако существует ряд особенностей, позволяющий нам взрослым определить, нормально ли развивается ребенок.
Логическое мышление
- Не отвлекаясь, в течение 5-10 минут выполнять задание.
- Находить сходства и отличия между предметами. Находить пару каждому предмету.
- Собирать пирамидку без посторонней помощи.
- Различать и называть окружающие предметы, их признаки, назначение, материалы.
- Классифицировать предметы, называть обобщающим словом группу предметов (яблоко, груша, банан - фрукты; стол, стул, диван - мебель, и т.д.). Находить лишний предмет в каждой группе.
- Складывать по образцу постройки из конструктора.
- Складывать разрезанную картинку из 3-4 равных частей.
- Запоминать 5-7 слов из 10 предложенных; уметь запоминать связанных по смыслу пары слов, после прочтения взрослым: зима-снег, кошка-собака и т.д.
- Находить сходства и различия предметов.
Математика
- Различать и называть части суток, времена года
- Знать правую и левую руку. Определять расположение предметов: справа, слева, вверху, внизу, сзади, спереди, посередине.
- Узнавать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр), их характерные отличия.
- Находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.
- Ребенок должен знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах пяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
- Сравнивать 2 группы предметов, путем составления пар.
- Понимать значение: больше - меньше, поровну.
- Знать определения: высокий, низкий, узкий, широкий, больше, меньше. Уметь сравнивать 5 предметов с помощью данных определений, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте и т.д.
- Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
- Знать и называть не менее 8 цветов (6 основных и не менее 2 оттенков).
Развитие Речи
- Понимать речь окружающих.
- Использовать в речи от 800 до 1000 слов, строить фразы из 6-8 слов. Речь должна быть понятной.
- Вступать в диалог: задавать вопросы, отвечать на вопросы.
- Находить предмет по описанию. Описать предмет.
- Составлять простой описательный рассказ из 3-4 предложений по сюжетной картинке, прошедшему событию.
- Понимать, употреблять, составлять слова - антонимы (теплый - холодный, низкий - высокий и т.д.).
- Называть существительные в единственном и множественном числе (груша - груши).
- Понимать значение предлогов (в, на, над, под, за, между, перед, около и др.).
- Выделять первый звук в слове.
- Читать наизусть небольшие стихотворения.
- Осмысленно отвечать на вопросы по содержанию прочитанного произведения.
- Драматизировать (пересказывать) с помощью взрослого небольшие сказки.
Окружающий мир
- Называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, город в котором живет, свою страну.
- Фамилии, имена, а также профессии своих родителей.
- Понимать отличие строения человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть).
- Различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают.
- Различать деревья и кустарники. Узнавать деревья по коре и листьям. Знать условия, необходимые для роста и развития растений.
- Называть домашних и диких животных и их детёнышей.
- Называть насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает).
- Назвать какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий.
Навыки мелкой моторики и самообслуживания
- Правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой).
- Самостоятельно раздеваться, одеваться с помощью взрослого.
- Застёгивать пуговицы, молнии, развязывать шнурки.
- Нанизывать на нитку крупные пуговицы или бусины.
- Правильно удерживать в руке карандаш.
- Точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги.
- Заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка.
Изобразительная деятельность
- Правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, использовать их при создании изображения.
- Изображать предметы , передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания.
- Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
- Создавать узор на круге, квадрате.
- Создавать образы разных предметов и игрушек (состоящие из нескольких частей), объединять их в коллективную композицию.
- Использовать все многообразие усвоенных приемов лепки.
- Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.
- Аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей.
- Подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию.
- Составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.